26 октября 2017 года на заседании Законодательного Собрания Омской области в двух чтениях был принят закон, предусматривающий изменения в сфере земельных отношений. Заместитель председателя комитета по экономической политике и инвестициям Игорь Антропенко считает, что новый порядок может создать дополнительные сложности для предпринимателей, работающих в агропромышленной отрасли.
Опасения вызывает многоступенчатая пирамида, которая образуется при продаже земли. В случае продажи земельного участка сельхозназначения Омская область имеет преимущественное право его покупки. Исключение – продажа участка с торгов. Если область отказывается, преимущественное право переходит к муниципальному району, на территории которого находится продаваемая земля. Лишь в том случае, если район тоже отказался от покупки, в игру вступают остальные участники земельных отношений.
«На уровне региона не смолкают разговоры о том, что необходимо устранять барьеры для предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечивать привлечение средств инвесторов, — прокомментировал ситуацию депутат Законодательного собрания Омской области Игорь Антропенко. — Однако на деле решения принимаются не всегда экономически обоснованные. Введение второго преимущественного права (первым обладает региональная власть) при выкупе участков сельхозназначения является дополнительным административным барьером, ограничивает землеоборот и повышает коррупциогенный фактор.
Открытым остается и вопрос экономической целесообразности подобных изменений. Зачастую в бюджетах муниципальных районов недостаточно средств даже для покрытия расходов на нужды местного самоуправления, не говоря уж о приобретении в собственность и использовании по назначению земельных участков. Не придем ли мы к тому, что на местах, пользуясь преимущественным правом, начнут выкупать участки в ущерб финансированию социальной сферы? Соответственно, вырастет число обращений от муниципалитетов с просьбой о выделении дополнительных средств из регионального бюджета на решение социальных вопросов.
Считаю, решение о принятии закона было несколько поспешным и, возможно, эффективнее было бы в рамках существующей процедуры реализации преимущественного права Омской области принимать решения с учетом позиции муниципального образования.
Мы не должны жизнь аграриев, и без того непростую, усложнять за счет принятия новых норм на уровне регионального законодательства».