Его участники нашли способ утилизировать 29 млн тонн золы ТЭЦ.
Омский промышленный кластер по переработке и использованию золошлаковых материалов представил оригинальную разработку кафедры «Проектирование дорог» ФГБОУ ВО «СибАДИ» на Международной научно-практической конференции «Инновационные факторы развития транспорта. Теория и практика». Ее внедрение позволит полностью ликвидировать золоотвалы на территории региона.
Конференция прошла в Новосибирске на базе СГУПС. В ней приняли участие представители России, Беларуси, Казахстана, Китая. От имени кластера перед участниками выступил один из авторов технологии, аспирант СибАДИ Александр Лунёв с докладом «Использование отходов теплоэнергетики для сооружения насыпей земляного полотна автомобильных дорог».
Напомним, что СибАДИ, как и ряд других научных центров Омска, входит в состав кластера. Ученые вуза разработали технологии многотоннажного использования золы ТЭЦ для строительства дорог. Эти технологии успешно применялись в Подмосковье в 2016 г., где Омские ученые курировали строительство участков федеральных трасс, а также в других регионах России. В Московской области для дорожного строительства было использовано порядка 3 млн тонн золошлаковых материалов, которые продемонстрировали такие полезные качества, как высокая прочность и низкая теплопроводность.
В Омской области накоплено 75 млн тонн золошлаков в отвалах ТЭЦ, их площадь – почти тысяча гектаров. По сути, каждый золоотвал – это локальная экологическая катастрофа. Для ее ликвидации требуется многотоннажное использование золы. Современные технологии способны превратить золу в полезный и экологичный материал. Участники кластера предлагают несколько проектов по многотоннажному использованию золы. Это:
- строительство автомобильной дороги «Северный обход г. Омска» – 53,8 км;
- строительство подъездной дороги к товарному комплексу (п. Лузино) – 1,4 км;
- строительство подъездной дороги к товарному комплексу (село Андреевское Омского района) – 2,4 км;
- строительство подъездной дороги к товарному комплексу (село Розовское Омского района) – 1,9 км;
- строительство подъездной дороги в створе ул. Крупской – проектируемой ул. №6 от ул. Лукашевича до проектируемой ул.№7 в Кировском АО) – 2,1 км;
- выполнение вертикальной планировки для подготовки к строительству левобережных территорий в границах ул. Волгоградская, ул. Лукашевича, ул. 1-я Любинская, левый берег реки Иртыш;
Для реализации проектов может понадобиться порядка 29 млн тонн золы.
Кроме того, успешные примеры золопереработки и изготовления из нее инновационных строительных материалов демонстрируют такие предприятия региона, как Комбинат пористых материалов, «Теплый кирпич» (оба – участники кластера) и «Омский цемент». При полной загрузке эти предприятия могут перерабатывать до четверти миллиона тонн золы в год.
Эти и другие проекты, в случае реализации, позволят полностью расчистить отвалы ТЭЦ и ликвидировать экологическую угрозу для омичей.